< НАЗАД | В НАЧАЛО | ДАЛЬШЕ >

“Древние строители. Часть первая”.

Сегодня, что бы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных профессий. Строитель должен многое знать и многое уметь. Но были времена, когда о строительном кране, железобетоне, кирпиче и даже гвоздях и слыхом не слыхивали. Мы отправляемся в эпохи, когда слова “комфорт” и “уют” еще не были изобретены, но слово “очаг” имело гораздо большее значение, чем сегодня. Разнообразные технологии строительства из камня и других подручных материалов и уникальные творения строителей ушедших времен станут темой нашего исследования.

Первым жилищем человека стали пещеры. Проливные дожди и холодные сибирские зимы едва ли не стали для древних первопроходцев проблемой глобального масштаба. Многочисленные пещеры в отрогах Саянских гор стали настоящим спасением. Закрытый шкурой убитого животного вход в пещеру становится прообразом современных дверей.


Место, куда отправилась съемочная группа проекта “Начало начал”, не имеет строгого географического названия. Кто-то называет долину реки Белый Июс просто и емко “Сундуки”, кто-то “Горы Счастья”, другие – “Горы Хохо-Бабая”. Последнее из названий происходит от имени мифического богатыря, охраняющего Долину от посягательств и разграбления на протяжении веков и тысячелетий. Из всего многообразия названий мы выбрали одно – Долина Счастливых Гор.

Самые значительные памятники в Долине Счастливых Гор оставили представители тагарской культуры. Это 7-2 век до нашей эры. Тагарская культура сформировалась во время становления по широкому поясу евразийских степей древних культур, сходных по типу хозяйства, предметам вооружения, образцам искусства. Этот конгломерат разных племен получил в науке название “скифо-сибирский мир”.

Первое, на чем останавливается взгляд любого приезжающего в долину человека, куб или иначе “сундук Хохо-Бабая”.


Может показаться, что сундук произведение рук человеческих. На самом деле это не так. Многие тысячелетия трудились вода и ветер над скальным обнажением. В результате получилось нечто, напоминающее геометрически выверенную форму.

 

К кубу ведет дорога сделанная человеческими руками. Пологий склон горы, насколько возможно, был спрямлен. Получившуюся широкую площадку умостили плотно пригнанными, огромными плитами. Материал брался неподалеку. Эти вырезы в скале имели двойное назначение.

Во-первых, они были “поставщиками” плит для мощения древней дороги. Дело в том, что породы, слагающие гору, залегают слоями. Вырезая и перетаскивая на противоположный склон слой за слоем, древние люди и дорогу построили, и сделали вырезы в скале.

Во-вторых, сами вырезы служили своеобразными визирами для наблюдений за звездным небом. Подтверждает этот факт и наклонная стелла, находящаяся, у противоположного от визиров, подножия горы. Если посмотреть по прямой от стеллы через визир, то можно увидеть определенный участок неба. Хотя нам не известно, за каким небесным объектом должен был – наблюдать древний астроном или астролог, можно предположить, что подобные наблюдения имели важное значение в жизни племен населявших Долину.

На вершине горы расположен храм. Впрочем, храмом, в общепринятом значении это “сооружение” назвать нельзя. Это некое скопление камней, положенных таким образом, что бы отслеживать пути светил по небесной сфере.

Что бы умилостивить богов, на вершине храма служились мистерии. Зрители находились у ее подножия. В этом месте удивительная акустика. Только здесь звук может проходить свыше трехсот метров, практически, без потерь. Форма горы, напоминающая подкову, создает коридор, по которому идет звук, не теряя своей громкости и разборчивости. Местные жители рассказывали нам, что на вершине этого храма пел оперный певец, а зрители, как и множество веков назад, слушали его, находясь у подножия горы. Слышимость и разборчивость пения были куда лучше, чем в некоторых театрах.

Пройдя вдоль склона, мы обнаружили на одном из обнажений два неприметных рисунка. Если с прочтением петроглифа Луны всё более менее ясно, то второй рисунок вызывает удивление. Изображение Солнца в созвездии Овна, точке весеннего равноденствия. Но откуда люди в первом тысячелетии до нашей эры знали о том, что Солнца в дни равноденствия находится именно в созвездии Овна? Эта загадка до сих пор осталась без ответа.

Жизнь любой цивилизации зависит от Времени. Этого неосязаемого спутника человеческого существования. Его измерение и предсказание природных процессов влияли и до сих пор влияют на реальную жизнь человека.

Своеобразным измерительным прибором, своего рода хронометром, служит Храм Времени. Единственный, подобный объект на планете.

Перед горой, где расположен Храм Времени, находится кладка из камней. Если встать в эту точку лицом к Храме и посмотреть вправо, то можно увидеть за склоном горы выступающую вершину 4-го сундука. Это точное астрономическое направление на Север. С этой точки жрецы определяли день зимнего солнцестояния. Через щель, между камнем, напоминающем голову орла и горой, 21-22 декабря Солнце посылает земле последний луч и уходит за горизонт. Сам Храм Времени представляет собой нишу в скале сделанную человеческими руками. В Храме находится изображение Дракона рассеченного на шесть равных частей. Это одни из самых первых часов. Рядом с головой Дракона находится, едва различимое, изображение человека с жезлом, видимо, это страж Дракона.


Большинство стоящих в хакасских степях курганных плит, указывают на захоронения древних эпох.

Тагарцы, кроме могильников оставили потомкам странный каменный комплекс. Новейшие исследования археологов доказывают гипотезу о том, что “древние кладбища являют собой не только места культового поклонения наших предков, но и места, где жрецы древних культур внимательнейшим образом следили за перемещением по небесной сфере, наиболее важных светил – Солнца, Луны и блуждающих звезд - планет”. Выстроенные в строгие прямые линии, накрененные под разными углами, представляющие собой прицелы и просто одиноко стоящие, эти камни приводят любого путешественника в замешательство. Что это? Древняя обсерватория? Если так, то, какому из комплексов надлежит следить за тем или иным светилом? Множество вопросов и ни одного вразумительного ответа на сегодняшний день...

Недалеко от каменной обсерватории находится еще один храм. Мы его определим, как астрономический. Храмовый комплекс был создан по той же технологии, что и вырезы в скалах. Доказательством этого служат хорошо обтесанные плиты, некогда лежавшие в основании храма. Небесные символы, а знания о них накапливались столетиями, были перенесены на землю, таким образом, получилось совершенно определенное пространство, ограниченное линией горизонта, но только на земной плоскости. В целом получилась картина небесного мира, иначе храм. У каждого камня есть свое значение, а вершина горы служит своеобразным визиром. Храм имеет ориентированные восток-запад ворота, через которые двигались обрядовые процессии. Процессии своим движением вокруг храма определяли вращение “небесного” мира с востока на запад. На вершине горы совершалось множество обрядов. Доступ на него был строго ограничен. Теперь же мы можем увидеть все великолепие Долины с высоты птичьего полета.

Долина Счастливых гор служила своеобразным полигоном для древних астрономов. Здесь всё подчинено наблюдениям за светилами и предсказаниям природных процессов, которые в немалой степени руководили жизнью людей. Даже рисунки Долины Счастливых Гор несут в себе информацию об окружающем мире и фактах в нем происходящих.

Петроглиф “Белая лошадь” по своей знаменитости уступает, разве что египетским пирамидам. Едва ли не в каждом каталоге древностей мирового масштаба имеется его изображение.


Фигура животного поражает необычной техникой исполнения, прежде никогда не встречавшейся не только в Хакасско-Минусинской котловине, но и вообще в пределах Сибири.

В этом рисунке сошлись прихоть природы и человеческая фантазия. Природный выход соли послужил основой. Человеку осталось лишь нарисовать контур лошади и соскоблить всю лишнюю соль вокруг рисунка. Необычная техника помогла сохранению петроглифа. Соседние поверхности камней, не покрытые предохранительным известковым налетом, подвергалась сильной эрозии.

Стилистические особенности петроглифа напоминают рисунки лошадей ледниковой эпохи Западной Европы. Туловище лошади тяжеловесно, оно укорочено и массивно. Многие детали доказывают, что древний художник изобразил первобытную степную кобылицу. Она показана в движении направленном в сторону севера.

Возраст находки оценивают по-разному. Одни ученые дают “Белой лошади” – 16-18 тысяч лет, другие же – все 37 тысяч лет тому назад.

Направление движения животного и местоположение петроглифа, несут информацию о событие, которому современный человек не уделяет особого внимания. Речь идет о зимнем солнцестоянии, когда “солнце на весну и лето поворачивает”.

16 - 18 тысяч лет назад точка зимнего солнцестояния находилась в созвездии Льва. Но на средневековых картах звездного неба астрономы изображали созвездие Лошади, а не Льва.

Схема соединения звезд воображаемыми линиями гораздо удачнее передает образ лошади, а не африканского хищника. В сознании людей древнекаменного века “Белая лошадь” была не “картинкой с натуры”, а олицетворяло собой космический образ природного явления.

С площадки, где находится рисунок, очень хорошо просматривается дальняя кромка юго-восточного горизонта. Отсюда легко рассмотреть, как Солнце восходит в одном и том же месте три дня в декабре, а затем зафиксировать сдвиг точки восхода к северу, что означает поворот годового солнечного цикла к весне и лету.

По странному стечению обстоятельств петроглиф “Белая лошадь” находится на горе с названием “Черная”...

< НАЗАД | В НАЧАЛО | ДАЛЬШЕ >

Сайт управляется системой uCoz