< НАЗАД | В НАЧАЛО | ДАЛЬШЕ >

“Камлай, шаман!”

Шаманизм, одна из самых древних на Земле религий. Ко времени появления шаманизма человечество накопило определенные знания, но многого еще не могло понять. Вместе с тем, люди достигли такой ступени интеллектуального развития, когда появилась потребность объяснить всё, с чем им приходилось сталкиваться, в том числе и то, что им было непонятно и заставляло ощущать своё бессилие. Влияния древних религий не избежало и христианство. Табу, накладываемые церковью во время поста, берут свое начало в эпохе позднего палеолита.


Шаманизм выделился из религиозных верований древних племен примерно в 17 – 13 веках до нашей эры и распространился среди различных народностей. По-видимому, шаманы появились, когда внутри общины началось расслоение, и из общей массы стали выделяться личности одареннее других, наделенные способностью угадывать связи в природе и запоминать повторяемость явлений.

Шаманские обряды играются не в случайных местах, а в определенных святилищах. Каким образом выбирались священные для шамана места из множества других, и по сей день загадка. Существует гипотеза о том, что древние люди “ощущали особые свойства местности” и там устраивали места поклонения. Беспричинный страх людей, зверей и птиц в пещере “Черного дьявола”, говорит в пользу приведенной загадки.

На острове Ольхон среди лунного пейзажа находится Шаманская пещера. На протяжении многих веков она использовалась для отправления обряда камлания. Многочисленные наскальные росписи пещеры повествуют о самих обрядах, о костюме шамана и о путешествиях по Мировому дереву.


Образ Мирового дерева имел немаловажное значение в представлениях местного населения. Оно соединяло три мира и росло на земле, вершиной достигало небосвода, а корнями уходило в нижний подземный мир. По его стволу путешествовал шаман из одного мира в другой. По представлениям многих сибирских народов мифическое дерево растет в таинственной стране, где камень до неба достает, и на ветвях его находятся солнце и луна. Мировое дерево одним из первых появляется на клочке суши среди вод первозданного океана. Под его сенью совершали свои первые шаги мифические предки людей.

Племена сами шили своим шаманам устрашающие одежды, делали маски с узкими прорезями для глаз, подвешивали на грудь, спину и к подолу побрякушки, чтобы приподнять шамана над другими соплеменниками и пугать самих себя придуманным звоном его одежд.

Непосредственно от каменного века шаманский костюм унаследовал изображения, так называемых “ребер”. “Ребра” на переднике подчеркивали святость персонажа, его культовую значимость и свидетельствовали о символической смерти простого человека и перерождении его в шамана – избранника духов.

В начале обряда шаман входит в особое, экстатическое состояние. Это необходимо для “отделения” души от тела. Некоторые ученые сравнивают экстатическое состояние шамана с клинической смертью без наступления таковой. По верованиям сибирских народов шаман мог предсказать будущее, сообщить о приближающихся несчастьях, отослать свою душу в иные миры, узнать, что где происходит, лишь по возвращении души шаман определял судьбу страждущих.

Шаманские камлания ученые сравнивают с состоянием нервно-истерического припадка. Шаманами могут быть, как правило, люди впечатлительные, страдающие галлюцинациями, даже склонные к эпилепсии, но регулирующие, благодаря специальной тренировке, свое состояние. Шаманы нередко прибегают к помощи искусственных возбудителей, принимают различные наркотические средства, приводящие их в экстаз.

Будучи психически больным человеком, шаман, тем не менее, в далекие времена считался исцелителем болезней, способным изгнать злых духов. Он не столько лечит самого человека, сколько лечит Мировое дерево, сохраняя неустойчивое равновесие между полярными силами бытия. Символика шаманизма тесно связана с небесной механикой, но звучит в экзотических образах. Последнее связано с тем, что шаман становится шаманом только после того, как он самостоятельно, своим собственным, обыденным языком доходит до древних жреческих формул и так же непосредственно, без каких-либо канонов, использует их в своей практике. Личные мифологии шаманов переходят в обобщения, лишаясь былого смысла, но сохраняя общую канву. Матрицей, с которой шаманы печатают свои мифы, может быть только то, что вечно окружает человека – небо и цикличность природы. Все в мире подобно – благодаря этой формуле шаман использует однажды открывшиеся ему индивидуальные знания “путей судьбы” в реальной жизни человека.

Шаман играет мистерию природы, потому что, если он не будет ее играть, то мир погибнет.

< НАЗАД | В НАЧАЛО | ДАЛЬШЕ >

Сайт управляется системой uCoz