Мы привыкли видеть Сибирь именно такой, заснеженной и неприступной страной. Но в далекие-далекие времена по этой местности ходили динозавры. По прошествии миллионов лет на смену динозаврам пришли мамонты. Появились первые люди. Со временем в человеке зародилась потребность отразить окружающий его мир. Так появился первый наскальный рисунок. Потом еще один, потом еще и еще, и так продолжается до сегодняшнего дня.
Человек, единственный биологический вид, которому присущ разум. Человеческая мысль до сих пор пытается постичь тайны мироздания, и конца этому поиску не видно. В те далекие времена, когда человек только появился на свет, сколь еще одним биологическим видом, он не мог найти объяснения самым простым природным явлениям. Суеверный ужас вселяли: смена времен года, наступление дня и ночи, снег и дождь, гроза и ураганный ветер. В доисторические времена человек думал об одном: как накормить и одеть себя и встретить новый день с минимальными потерями.
Когда появились первые, весьма несовершенные орудия труда, времени хватало не только на охоту и собирательство, но и на созерцание природы и общение с соплеменниками. Именно в эту пору в человеке зародилась потребность отобразить окружающее его пространство. Начался процесс, который, как оказалось, не остановим. Процесс познания мира. Процесс, в котором мифы появлялись чаще, чем обнаруживались истинные причины того или иного явления. Человек начал поклоняться стихийным силам природы. И вместе с тем передавать накопленный опыт потомкам. Появились зачатки точных и гуманитарных наук, и языческая религия. Сонм богов и духов был огромен. У всего и вся было своё божество, поклонение которому стало обязанностью всего человечества на многие века.
По
долинам рек, где селилось человечество, начали появляться камни с фантастическими
изображениями и статуи. Идолы и боги заполняли обжитые человеком территории,
и безраздельно властвовали в умах и душах первобытных людей.
Сегодня мы расскажем о божествах, многие из которых до сих пор охраняют Сибирь от бед и напастей.
В отрядах русских первопроходцев, пришедших в Сибирь в 16-17 веках, наравне с казаками путешествовали монахи. Перу одного из них принадлежит упоминание об “идолищах поганых, на реке Ангаре в обилии находящихся”. Не мог знать тот монах, что пройдут века, и идолы из “поганых” превратятся в объект научного поиска.
Устье реки Каменка. Здесь на одном из отвесных берегов находится идол, с которым местные жители связывают несколько скверных происшествий.
Когда-то на этом месте стояла сельская школа. Но в одну из бурных весен ее накрыла одна единственная волна, вместе с находившимися в ней школьниками и учителями.
Археологи одной из экспедиций наблюдали, как за один день рядом с идолом пытались утопиться три человека. Да и у самих археологов день не задался. В раскопе, где еще вчера были обнаружены признаки захоронения, ученые в тот день так ничего и не нашли. Но утром следующего дня всё вернулось на свои места. Столь странные совпадения в этой местности случаются нечасто, но время от времени, кажется, что древнее божество сердится на людей за их отношение к временам давно канувшим в Лету.
В
каменном веке на территории Сибири и за её пределами в наскальном искусстве
появляются изображения фантастического облика, напоминающие человеческое лицо.
Рисовали их, как правило, на нижних ярусах береговых утесов, прибрежных валунах.
По одной из гипотез эти изображения ни что иное, как рисунки духов, хозяев водоемов.
Загадочность подводного мира, богатство первобытной фантазии породили подобные
образы. От хозяев водоемов зависели: благополучие жизни, успех в рыболовном
промысле, безопасность при преодолении водных препятствий. Демонический облик
многих изображений объясняется страхом перед подводным миром, который отождествлялся
у древних с подземным миром, миром мертвых. Нельзя было спасать тонущих в воде,
так как это было против воли водяного духа, желающего взять к себе его душу.
Чудом уцелевший соплеменник не принимался в стойбище и был обречен на вечное
изгнание.
Подобные
личины встречаются практически у всех народов, которые имели отношение к рекам.
Их всегда находят на прибрежных валунах у самого уреза воды. Это личина обнаружена
на северо-западном побережье Северной Америки, эта – на Урале, эта – на Амуре
и реке Уссури. Поразительное сходство.
Сходство еще и в том, что у многих народов есть, дошедшие до нас, предания о русалках, кикиморах, водяных и прочей нечисти обитающей в водоемах.
Мурожные камни получили свое название от реки Малая Мурожная, возле устья которой они расположены. Некоторые ученые полагают, что на камнях изображены речные духи, военная поход, кочевка племени или бытовая сцена. Но есть и другое мнение. На Мурожных камнях древний художник изобразил карты звездного неба. Для племени, ведущего кочевой образ жизни, вернуться домой подчас было единственной надеждой на спасение. Люди плыли на утлых лодчонках под неусыпным оком злых духов, которые могли заманить к себе в подводный мир. Человек не обладал точными навигационными картами, но всегда рядом с ним были: днем – Солнце, а ночью - Луна и звезды. Человек мог исследовать и другие реки за много километров от дома. Возникла потребность ориентироваться в пространстве и днем и ночью. Исходя из реалий и представлений об окружающем его мире, древний художник нанес карту звездного неба на каменную плоскость, и поставил камни у самого уреза воды. При этом предки воздали должное духам.
Страшные сны мучают многих людей, находящихся близи Тасеевского идола. В этом месте сны всегда цветные и почти реальные. Некоторые люди утверждают, что видели над этой сопкой неопознанные летающие объекты.
Сопку, на которой находится Тасеевский идол, местные жители считают проклятым местом. Если где-то недалеко бушует гроза, то молнии удивительным образом “метятся” в сопку, будто верховное божество специально стреляет огненными стрелами в некую мишень. Древние люди заметили это свойство горы и поставили здесь статую хозяина Ангарской тайги – Тассевского идола.
В настоящее время каменный идол и жертвенные очаги-алтари в трещинах скальной гряды возле него носят название – “Усть-Тасеевский культовый комплекс”. Археологи датируют памятник 4 – 1 веками до нашей эры. По имеющимся сведениям Тасеевский идол, на сегодняшний день, самое северное из известных в Азии каменных изваяний эпохи раннего железа.
В
то время в Сибири жизнь бурлила вовсю. Происходили процессы образования современных
коренных народов. Племена приходили, уходили, погибали, сливались с другими
и дробились.
На протяжении 600 – 700 лет люди замечали, что молнии бьют в одно и тоже место, несли хозяину в дар колчаны своих стрел, так как считали грозовые разряды стрелами неба. Сменяя друг друга, племена считали Тасеевского идола своим. А поскольку менялся внешний облик местного населения, менялся и лик идола.
Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально идол был европеоидом. Изготовили идола в технике рельефной выбивки с прошлифовкой, предположительно в скифское время. Ученые полагают, что в 4 – 2 веках до нашей эры сибирские скифы были европеоидами.
От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти русская борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, почти портретно и, очевидно, рукой одной мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях.
В более позднее время идол несколько раз изменил свой облик. На лице появились следы совершенно другой техники – глубокого прорезания. В первую очередь пострадали глаза. Чья-то не совсем твердая рука придала им зауженный азиатский разрез. Затем “соавтор” незамысловато провертел глубокие зрачки. Потом досталось и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Очевидно, была попытка “побрить” бороду Тасеевского идола. Но в этом месте стелла наиболее массивна и тверда. Эта подработка была предпринята на рубеже новой эры. И связана с заменой господствовавшего здесь антропологического облика. Идол стал монголоидным.
Ну
а третья “реставрация” была уже совсем незначительной. Датируется она временем
прихода в Сибирь русских. Наверное, тунгусы, вкусившие от казаков табак, прорезали
во рту идола отверстие для крепления трубки, да подкрасили зрачки охрой, придав
им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные каракули
на близлежащих камнях скалы.
Стоит молчаливый свидетель ушедших времен, затерянный в глухой сибирской тайге, скупо делясь известными только ему тайнами. А само место у жителей до сих пор пользуется дурной славой. Может, потому из года в год на скалах уникального памятника археологии появляются то наспех процарапанные непотребные слова, то следы дроби от выстрелов.
Следующая за неолитом эпоха энеолита подарила миру каменные столбы-изваяния. До сих пор, а стеллы известны с 1721 года, в научном мире нет единого мнения о смысле изображений, причинах появления самих изваяний. Даже по поводу их возраста идут дикие дискуссии. Предположительно, каменные изваяния в долине Енисея появились в 3-2 тысячелетиях до нашей эры. Их относят к окуневской культуре, отсюда еще одно название каменных идолов – Окуневские стеллы.
По одной из гипотез Окуневские стеллы, ни что иное, как универсальная модель мироустройства.
Обычно
изображения на лицевой стороне изваяния размещались тремя ярусами, обозначая
вертикальное строение мира. На боковых гранях располагались солярные символы,
отмечая круговое движение Солнца. В верхней части изваяния, где “движение Солнца
достигает кульминации”, находится солнечное божество верхнего мира. В центральной
части – изображали божество, с которым была сопряжена реальная, земная жизнь
человека. В нижней части изваяния находится звероподобное существо нижнего,
подземного мира, Мира Мертвых. Верования народов пришедших в хакасские степи
около 4 тысяч лет назад, новая форма ведения хозяйства, коей являлось скотоводство,
послужили основной причиной появления в традиционных образов новых деталей.
Бычьи рога, большие, похожие на заячьи уши, третий “всевидящий” глаз и многие
другие образы Окуневских стелл, навеяны мировоззрением пришлых племен.
Окуневские стеллы с их замысловатыми и загадочными изображениями свидетельствуют о сложной системе мировоззрения, сравнительно высоком духовном уровне духовной культуры населения Сибири. Они старше идолов острова Пасхи на 2 тысячи лет и стоят гораздо выше их в художественном отношении.